Цели деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
Целью деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан является формирование инклюзивной образовательной среды и базируется на следующих принципах:
-
принцип включения ребенка иностранных граждан в общий поток с помощью специальных педагогических приемов, учитывающих его особые образовательные потребности;
-
принцип права на отличия (предполагает принятие культурной «инаковости» детей иностранных граждан и поддержку ее проявления в образовательной среде);
-
принцип трансляции культуры через коммуникацию ( эффективная культурная адаптация осуществляется исключительно через непосредственное общение с носителями культуры);
-
принцип интеграции через сотрудничество (включение в коллективную деятельность с общими целями и задачами);
-
принцип билингвизма (родной язык является не преградой, а ресурсом, как для освоения русского языка, так и для психологического благополучия ребенка иностранных граждан);
-
принцип ресурсности культурных различий (национально-культурная специфика ребенка иностранных граждан является не барьером, а ресурсом его включения в образовательную среду);
-
принцип активного партнерства с родителями и другими родственниками ребенка иностранных граждан в области его языковой и социокультурной адаптации;
-
принцип недопустимости любой формы дискриминации ребенка иностранных граждан в образовательной среде;
-
принцип равенства языков и культур (утверждает недопустимость выстраивания иерархии языков и культур);
-
принцип системности в организации работы образовательного учреждения по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан ( отдельные мероприятия, в том числе культурно-просветительского характера, не позволяют достичь устойчивого результата).
Направления деятельности общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
-
работа с педагогическим коллективом;
-
индивидуальное сопровождение детей иностранных граждан;
-
работа с ученическим сообществом образовательной организации; работа с родительским сообществом.
Организационно-методическая деятельность администрации общеобразовательной организации по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
-
создание условий для профессионального развития учителей по проблемам формирования и развития языковой, речевой и коммуникативной компетенций на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности, по вопросам преподавания фонетики, лексики, грамматики в условиях полиэтнического класса через семинары-практикумы, групповые консультации, мастер-классы, участие в конкурсах, публикации, участие в вебинарах;
-
осуществление консультирования педагогов-предметников по вопросу сопровождения и обучения детей иностранных граждан, применения диагностического инструментария для определения уровня владения русским языком детей указанной категории, реализации программ дополнительных занятий по обучению русскому языку через индивидуальные и групповые консультации, мастер-классы;
-
расширение информационно-методического ресурса для учителей, обучающих детей иностранных граждан и детей-инофонов русскому языку, через обновление содержания методических материалов, актуальных публикаций;
-
издание локальных нормативных актов:
-
приказ об организации детельности по культурно-языковой, психологической адаптации обучающихся иностранных граждан;
-
приказ о внесении изменений в должностные инструкции педагогических работников;
-
приказ о дневнике сопровождения обучающихся и др
Расширение форм работы общеобразовательных организаций по адаптации детей иностранных граждан:
-
организация групповых занятий по изучению русского языка как неродного;
-
ведение дневников наблюдения, в которых отражаются индивидуальные маршруты работы с обучающимся, мониторинг эффективности данной работы;
-
разработка программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на формирование социального опыта обучающихся, принятие норм образовательной среды, воспитание эмоционально положительного ощущения обучающимся в микро- и макросреде;
-
организация мероприятий для родителей (законных представителей);
-
проведение систематических мероприятий для обучающихся, направленных на социальную адаптацию ( акции, конкурсы рисунков, фестивали, уроки толерантности), участниками которых являются обучающиеся общеобразовательных организаций, в том числе дети иностранных граждан.
Индивидуализация образовательного маршрута в соответствии с особыми образовательными потребностями детей иностранных граждан
Работа психолого-педагогического консилиума:
-
оценка необходимости индивидуального сопровождения обучающихся - детей иностранных граждан;
-
организация психолого-педагогического консилиума (далее - консилиум);
-
Консилиум, одна из задач которого состоит в выявлении трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений по организации психолого-педагогического сопровождения (Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации, утвержденное распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 сентября 2019 г. № Р-93);
-
включение в состав консилиума учителя, осуществляющего диагностику уровня владения русским языком детей иностранных граждан, который в дальнейшем будет осуществлять работу по языковой адаптации обучающегося, а также учителей-предметников, определяющих уровень готовности к обучению ребенка иностранных граждан в конкретном классе;
-
анализ особых образовательных потребностей детей иностранных граждан, выявление детей, нуждающихся в адресной поддержке, и выработка общей стратегии индивидуального сопровождения каждого такого обучающегося;
-
разработка и реализация индивидуального плана, для каждого обучающегося;
-
осуществление психолога-педагогического сопровождения, организация наблюдения за эмоциональным состоянием личности ребенка, его адаптацией и развитием социальных навыков ребенка;
-
организация анализа текущей работы и внесения необходимых корректировок в индивидуальный план;
-
ежегодный анализ проделанной работы и оценка ее эффективности.
Организация психолого-педагогической поддержки в освоении основной образовательной программы. Индивидуальный учебный план
-
обеспечение освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом образовательных потребностей детей иностранных граждан.
-
построение индивидуального учебного плана (далее - ИУП);
-
включение в ИУП дополнительных занятий по русскому языку, индивидуализированных заданий по основным предметам, проектной деятельности, коррекционно-развивающих занятий и др.;
-
организация разноуровневого обучения детей иностранных граждан, применение технологии наставничества.
Работа с педагогическим коллективом. Межкультурная компетентность педагога как ключевое условие успешности работы с детьми иностранных граждан
-
повышение квалификации педагогов по методике преподавания русского языка как иностранного, по принципам и технологиям инклюзивного образования и др.;
-
профилактика психоэмоционального и профессионального выгорания педагогов, работающих с детьми иностранных граждан;
-
повышение межкультурной компетентности педагогов образовательной организации.
Содержание и организация деятельности педагогов по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан
Задачи педагогов:
-
Оценка особых образовательных потребностей;
-
Реализация мер по индивидуальной поддержке;
-
Психолого-педагогическая поддержка в освоении русского языка;
-
Дополнительная языковая подготовка детей иностранных граждан в области русского языка по методике «русский как иностранный»;
-
Психолого-педагогическая поддержка эмоционального благополучия.
-
Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения социальных навыков.
-
Психолого-педагогическая поддержка и социально-педагогическое сопровождение освоения культурных правил и норм, необходимых для успешного включения в образовательное пространство общеобразовательной организации.
-
Работа с ученическим сообществом общеобразовательной организации по формированию инклюзивной по отношению к детям иностранных граждан среды, недопущению дискриминации со стороны всех участников образовательных отношений.
-
Работа с родителями.
-
Оценка успешности языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан.