Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление.
- Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Мониторинг функциональной грамотности
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.
Исследование | Что проверяет | Какие классы | Когда проходит |
---|---|---|---|
TIMSS | Качество математического и естественно-научного образования | 4-е и 8-е | Раз в четыре года |
PIRLS | Качество чтения и понимания текста | 4-е | Раз в пять лет |
PISA | Все виды грамотности | 15-летние школьники | Раз в три года |
Оценка качества образования по модели PISA | Качество математического и естественно-научного образования | 8-е и 9-е | Раз в четыре года |
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Мониторинг формирования функциональной грамотности – это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов образовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации.
Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся.
Информационные ресурсы
Нормативное обеспечение
Федеральные документы
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г.
№-219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021-№04-238
Об-электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной-грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526
«О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Приказ Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний.
Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года №МП-П-3591 «О рекомендациях парламентских слушаний.
Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября 2019 года №ТС-2176/04
«О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ,
Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ от 18 декабря 2019 года №1684/694/1377 №Об осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях» (с изменениями и дополнениями)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (с изменениями и дополнениями)
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 7 мая 2018 года №204
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями)
Региональные нормативные документы
Приказ Министерства образования Саратовской области от 16.07.2021 № 1195
Приказ Министерства образования Саратовской области от 19.09.2021 № 1641
Муниципальные нормативные документы:
Школьные документы
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Презентация «Оценка глобальных компетенций в исследовании PISA»
Геращенко С.А., начальник Центра непрерывного повышения педагогического мастерства - Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности
- Видео-ролик Академии просвещения "Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности"
- Видео-ролик Академии просвещения "Общие подходы к формированию и оцениванию функциональной грамотности обучающихся"
- Механизмы формирования читательской грамотности: технологии, методы, приемы, Громова В.И., ГАУ ДПО "СОИРО"
- Математическая грамотность. Миронова М.Г., ГАУ ДПО "СОИРО"
- Естественно-научная грамотность - часть функциональной грамотности. Дмитриева Н.В., ГАУ ДПО "СОИРО"
- Цикл мероприятий по формированию функциональной грамотности. Глобальные компетенции. Геращенко С.А.
- Цикл мероприятий по формированию функциональной грамотности. Как оценивать глобальные компетенции. Геращенко С.А.
- Цикл мероприятий по формированию функциональной грамотности. Финансовая грамотность
- Цикл мероприятий по формированию функциональной грамотности. Креативное мышление
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ, ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
- Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов
- Банк заданий по функциональной грамотности от Института стратегии развития образования РАО
- Открытые задания
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач.
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности ФГБНУ ФИПИ
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5-х и 7-х классов.
- Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение»
- Функциональная грамотность 5, 7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы
- Родительское собрание "Функциональная грамотность в вопросах и ответах", ГАУ ДПО "СОИРО"
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности
- Банк заданий PISA
- Мастер-классы PISA
- Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA
- Издания центра ГГТУ Учитель будущего
- Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA
Банк заданий для начальной школы
- Функциональная грамотность на уроках математики
- Функциональная грамотность на уроках окружающего мира и математики
- Функциональная грамотность на уроках чтения и окружающего мира
- Функциональная грамотность на уроках литературного чтения
- Карточки с заданиями
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
- Методические рекомендации СИПКРО для педагогов по формированию функциональной грамотности.
- Методические рекомендации для учителей и родителей.
- Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы.
- Рекомендации по формированию читательской грамотности.
- Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
- Функциональная грамотность для педагога.
Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- Основные подходы к оценке естественнонаучной грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики и система оценивания (7 кл.)
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики заданий и система оценивания (7 кл.)
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
- Основные подходы к оценке читательских компетенций учащихся основной школы
- Диагностическая работа для учащихся 5 классов
- Характеристики и система оценивания (5 кл.)
- Диагностическая работа для учащихся 7 классов
- Характеристики и система оценивания (7 кл.)
Рекомендуемые электронные ресурсы
- ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
- Издательство «Просвещение»
- Банк тестов
- Московский центр качества образования
- Марафон по функциональной грамотности
- СИПКРО
- Портал ТолВики "Функциональная грамотность школьников"
Полезные ресурсы
- Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы - Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» - Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. - СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся. - Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
- Примеры открытых заданий по читательской грамотности