Служба медиации и примирения — это структура, которая помогает разрешать конфликтные ситуации, используя принципы медиации и восстановительного подхода.
Цели и задачи
Цели службы медиации и примирения:
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения конфликтов;
- помощь в разрешении конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительной медиации;
- организация своевременного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение обучающихся.
Задачи службы:
- проведение примирительных программ для участников конфликтов;
- обучение участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и ответственности;
- организация просветительских мероприятий и информирование участников о принципах и технологиях восстановительной медиации.
Принципы работы
Некоторые принципы работы службы медиации и примирения:
- Добровольность участия сторон. Стороны участвуют в медиации добровольно, принуждение недопустимо.
- Информированность сторон. Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, её процессе и возможных последствиях.
- Нейтральность медиатора. Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта.
- Конфиденциальность процесса. Медиация носит конфиденциальный характер, за исключением информации, связанной с угрозой жизни или совершением преступления.
- Ответственность сторон и медиатора. Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а ответственность за результат медиации несут стороны конфликта.
Процедура медиации
Процесс медиации включает несколько этапов:
- Вступительное слово медиатора. Медиатор рассказывает сторонам, что такое процесс медиации, объясняет свои функции.
- Презентация сторон. Медиатор предоставляет каждой стороне возможность рассказать о своём видении спорной ситуации.
- Дискуссия. Медиатор предлагает сторонам обменяться мнениями по поводу услышанного, высказать свои замечания.
- Кокус — индивидуальная беседа медиатора с каждой стороной.
- Формирование повестки дня. Медиатор предлагает сторонам сформулировать и записать вопросы, по которым они хотят прийти к соглашению.
- Выработка предложений. Стороны обмениваются предложениями по решению каждого вопроса из повестки дня.
- Подготовка и подписание медиативного соглашения. Стороны совместно вырабатывают предложения, которые вносятся в договор и подписываются.
- Выход из медиации. Задача этого этапа — получение медиатором обратной связи о результатах работы.
Ожидаемые результаты
В процессе реализации программы “Служба школьной медиации” создаётся безопасная среда для учащихся, благоприятная для их становления и развития, позволяющая избежать конфликта поколений, защитить всех, кто участвует в образовательном процессе. Усиливается профилактика и коррекция девиантного поведения обучающихся, формирование толерантности в современном образовательном пространстве и повышение психологической культуры личности сторон образовательного процесса, развитие гармоничных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на принципах добровольности, открытости, принятия, уважения друг к другу. Формируется умение предупреждать конфликты или разрешить их мирным путём.